Это один из тех вопросов, которые мне задают чаще всего те, кого волею судеб заносит на мой блог. Что поделать, ювелирка – дело заманчивое. Сколько раз я слышал истории о том, как люди разных специальностей, попав однажды в ювелирку, оставались в ней навсегда. Одно из самых величественных и благородных искусств, оно не зря пленяет так непохожие друг на друга умы.

Начиная эту статью я был преисполнен восторга и оптимизма, думая, что можно стать кем угодно – главное только сильно этого захотеть. Но далее я начал размышлять над тем, какие знания необходимо получить и какие науки освоить, чтобы создавать интересные проекты.

И тут мой оптимизм начал таять на глазах, обратно пропорционально списку обязательных для освоения дисциплин. Я понемногу начал перебирать в голове те предметы, которые велись у нас в институте на протяжении шести лет и мне становилось дурно. Все дисциплины, за исключением, пожалуй, физкультуры, истории и еще некоторых, так или иначе влияли на различные аспекты формирования личности художника.

В результате я понял, что нельзя освоить весь этот колоссальный объем знаний на должном уровне, если не уделять этому все свое время и не иметь наставника по каждому предмету, который, особенно на первых порах, мог бы оценить степень прогресса и вовремя дать совет.

Получается, что и стать полноценным специалистом, не имея соответствующей подготовки, тоже нельзя, как бы того не хотелось. Можно стать человеком, великолепно разбирающимся в ювелирном искусстве или в дизайне, но не самим дизайнером.

Ведь знать и уметь – отнюдь не одно и то же.

Сначала я подумал, что достаточно просто уметь придумывать идеи. Но тут вдруг вспомнил, что для этого было бы неплохо пройти курс философии искусства и социологии. Причем не просто пройти, а сдать самостоятельные работы и получить их критическую оценку от преподавателя.

Чтобы передать идею, необходимо иметь понятие об истории искусства вообще и истории ювелирного искусства в частности.

Но даже зная и умея все вышеупомянутое, мы сталкиваемся с новой проблемой – как научиться стилизации, гармонии форм и цветов, чувству объема, графике? За все это отвечают такие дисциплины как проектирование, пространственное и пластическое  моделирование, скульптура, композиция, колористика, живопись, рисунок…

Каждый из этих предметов, за исключением колористики, в нас вдалбливали по 5-6 лет. Если не считать художественных школ, в которых почти все учатся до поступления в художественные ВУЗы. Это – тысячекратные повторения штрихов, мазков, движений стеком, каждый из которых неустанно контролируется педагогом.

Да, еще было бы неплохо освоить компьютерную графику – это, пожалуй, единственное, что я освоил сам, без помощи института. Но владение компьютерной графикой само по себе еще не делает вас дизайнером. Дизайн, особенно ювелирный – это, прежде всего, философия и, в некотором смысле, состояние души.

И здесь кроется еще одна большая проблема, с которой сталкиваются новички – это превратная трактовка термина ювелирный дизайн”, под которым большинство понимают простое умение рисовать колечки. А это – только самый первый этап, который и дизайном-то назвать нельзя.

Но даже если у вас все в порядке с пониманием дизайна и вам хватит сил и желания на протяжении 6 лет заниматься только самообучением,  забыв обо всех других делах, то где же взять того самого наставника как не в институте? Сами для себя вы навряд ли станете объективным с профессиональной точки зрения критиком и оценщиком.

Информации сейчас море и она доступна – мой блог или тот же Клуб дизайнеров-ювелиров, различные мастер-классы и прочее. Но все это лишь в помощь тем, кто учится или уже отучился. Просто увидеть или услышать пусть даже самую полезную информацию – этого мало для того, чтобы стать профессионалом. Нужны годы практики и критики со стороны преподавателей и старших коллег. Нужен особый творческий воздух – запах пастели и графита, масла и растворителя, глины и сырого гипса. Нужны бессонные ночи перед сдачей проекта и работа на пределе сил.

P.S:  Возможно, я кого-то разочаровал такими высказываниями, но я говорю то, что думаю. И если сейчас я скажу, что профессиональным дизайнером-ювелиром может стать абсолютно каждый, только имея желание, я фактически подпишусь под тем, что все что я на протяжении 6-ти лет с таким старанием постигал в институте, а затем еще 3-х в аспирантуре, и все, чему я учусь сейчас – это полная ерунда, освоить которую, в сущности, пара пустяков. А это далеко не так.

P.S.S:  Когда-то я страстно мечтал научиться делать сайты. Я потратил на самообучение 5 лет – почти как в институте -  и сейчас создаю довольно серьезные интернет-проекты. Но могу ли я назвать себя профессиональным веб-мастером? Конечно же нет. Почему? Не знаю.

comments powered by HyperComments