Чем опасны сверхсрочные заказы. Или скупой платит трижды — пойду работать к скупому!

За свою не самую долгую, но довольно разнообразную карьеру фрилансера в области ювелирного 3D мне пришлось повидать всякое и посотрудничать со многими заказчиками – и с жадными, и с щедрыми и с, порою, просто – странными. Странные периодически встреча- лись во все времена, щедрые стали появляться по мере популярности блога, а жадные никогда и не переводились – т.к. их большинство.

Конечно же, желание сэкономить на расходах бизнеса – естественное и правильное желание, продиктованное здравым смыслом и самими правилами ведения бизнеса. Но даже это разумное желание, будучи доведенным до абсурда, начинает терять всякую разумность.

Как-то раз, общаясь с одним предприимчивым деятелем на предмет возможного сотрудничества, я услышал от него одну фразу, которая мне хорошо запомнилась – “прогибать фрилансеров по ценам” – собственно, мне было предложено делать это с членами моей команды. Тогда я понял, что это, по сути, негласный лозунг подавляющего большинства заказчиков!

Вот так и  живем, как говорится! Я такой же фрилансер, как и те, кто со мной работает и когда мне было сделано подобное предложение, я воспринял его отчасти и на свой счет. И, поскольку “прогибаться по цене” у меня никакого желания не было, сделка, так сказать, не состоялась.

Что поделать – практически 80-90% заказчиков не желают платить за качественную работу как положено и ищут, где не то, чтобы подешевле, а совсем уж задаром. В результате находят и радуются как дети! Правда, недолго…

А причем же тут срочность?! Сейчас объясню.

 

Весь сегодняшний разговор целиком построен на двух совершенно противоположных и совершенно реальных примерах из моей практики.

 

Пример №1. “Щедрая” срочность.

Конечно, случаи бывают разные – частенько клиенты наших заказчиков, не зная, что цикл ювелирного производства довольно долог, заказывают украшения в подарок своим близким едва ли не за неделю до знаменательной даты. В этом случае клиент получает солидный счет, но и заказчик, понимая, что на кону немалые деньги, готов осчастливить модельера двойной и даже тройной оплатой – сам я не раз срывал такие куши.

И о том, почему это справедливо, я уже говорил в прошлый раз, но повторюсь  – сбивается ваш рабочий график, работа идет на износ, потом необходим период восстановления – день или два, ну а потом нужно догонять отодвинутые заказы. И снова повторюсь – если совсем не знаете человека – заказывает первый раз – 100%-ная предоплата, иначе велика вероятность, что после такой гонки вы потом будете рвать себе волосы на одном месте.

В то же время, если взялись за дело, получили деньги, но не справились в срок по своей вине – имейте мужество вернуть переплату. Срочные заказы – это вообще вещь серьезная и опасная, если вы – ответственный человек, а не раздолбай-пофигист. Нужно быть очень уверенным в своих силах и десять раз подумать, прежде, чем на что-то подобное подписаться.

 

И вот один из тех самых реальных примеров.

Я, как обычно, занимался своими ежедневными делами, как вдруг во Вконтакте мне написал некий человек. Аккаунт был пустой и я обычно игнорирую такие обращения. Но в этот раз в словах автора письма не было ничего, что могло бы меня насторожить или оттолкнуть – развернутое письмо, уважительный незаносчивый тон, что, кстати, как ни удивительно, большая редкость.

Нужно было сделать брелок в виде одного вымышленного киноперсонажа. Времени было дано примерно часов 12, что для той работы при условии ее более-менее качественного выполнения было весьма не много. После небольшой дискуссии пришли к выводу, что почти двойная наценка за такую суперсрочность вполне обоснована и полная предоплата, учитывая инкогнито автора – тоже.

Было очень неохота браться за работу, т.к. риск не успеть был крайне велик, да и я в тот  день в кои-то веки запланировал выходной. Но, понимая, что отложив выходной сегодня, я смогу устроить себе несколько выходных до самого конца недели, я решил, что игра все-таки стоит свеч. К тому же мне тяжело отказать, если человек очень просит и готов пойти на все мои условия. Я начал работу.

Ну а поскольку оговоренная сумма почти сразу была зачислена на мой счет, работа спорилась. Тем не менее ее было много и медлить было нельзя. И вот, спустя несколько часов приходит новая просьба – успеть нужно на 5 часов быстрее – до 17-ти часов по Москве, а не до 23-х – причем “железно”, даже немного в ущерб качеству!

Неплохо! Доплат я уже просить не стал, т.к. сумма меня и так вполне устраивала, а сокращение срока стало только поводом побыстрее покончить с этим заказом.

 

Модель частично выполнена в связке Rhinoceros – Modo. Шинка изготовлена в Modo и, будучи полностью совместимой с T-Splines, доработана в Rhinoceros. Совместно с Андреем Кныш.

Тем не менее, заказчик оказался, как принято говорить в подобных случаях, настоящим джентльменом и сам предложил мне небольшую доплату вне зависимости от того, успею я или нет. Несмотря на то, что это приятное обстоятельство уже никак не могло повлиять на ход событий, я все же, успел с опозданием в 3 минуты – вполне допустимо)

Модель не была шедевром, но и за пять минут качественно ее было не сделать, иначе бы ко мне точно не обратились. Однако это не помешало моему тайному нанимателю не только выполнить свое обязательство по доплате, но и прислать мне спустя несколько дней фото готового изделия – я называю это комплиментом от заказчика – обычно заказчики шлют фото только в том случае, если очень довольны работой.

С тех пор я, правда, больше не видел этого человека, но если он вдруг читает сейчас этот пост, могу откровенно сказать, что мне было приятно с ним поработать – пусть даже инкогнито.

 

Пример №2. “Жадная” срочность.

Но, как я уже говорил в прошлой статье, иногда встречаются заказчики, просто болеющие срочностью, у которых что ни заказ, то срочный! И это неспроста! Подобный вид срочности, как правило, вызван диким желанием во что бы то ни стало сэкономить на услугах профессионального модельера!

 

И здесь можно сразу перейти ко второму примеру.

Возможно этот человек также сейчас читает этот текст и, узнав себя, немного на меня обижен, но, что есть, то есть – будет над чем поразмыслить.

Недавно отказался брать в работу модели у одного заказчика, с которым вроде как-то более-менее работали последние полгода. Причина та же – постоянно срочно, а оплата как обычно, плюс бесконечный торг, т.к. все ТЗ устные и потом ничего не предъявить – в общем надоело. Но суть не в этом.

А дело было так – заказывал у меня человек несколько месяцев подряд, да и заказывал себе. Жаловался все время на дороговизну, но неизменно заказывал. Были и с моей стороны промахи – производства у всех разные – не всегда с первого раза учтешь все требования – но это обычный процесс притирки к новому производству.

Так вот, заказывал, заказывал – все “полусрочно” – вроде и две цены не назовешь и сильно тоже не отложишь такой заказ. И тут он пропал, как в воду канул – месяц нет, два нет – думаю, ну слава Богу – нашел кого-то. И вот, не успел я так подумать, как раздается звонок и на том конце провода паника – мол отдали, протянули, ничего не получилось, попали на большие деньги – выручай, срочно надо!

С большой долей вероятности могу предположить, как все было на самом деле – заказал он где-то копию кольца одного известного бренда, видимо недорого, поскольку мало того, что от изящества оригинала там ничего не осталось, так модель еще и из резины не могли вытащить – веревочки, имитирующие скань были как пружины – попробуйте-ка “зарезинить” пружину!

 

Модель выполнена в связке Rhinoceros – Modo. Основной набросок изготовлен в Modo и, будучи полностью совместим с T-Splines, доработан в Rhinoceros. Совместно с Андреем Кныш.

Изначально, правда, модель строилась под фрезер и для веревок “пружинность” была не страшна. Но что-то там не пошло с литьем и в итоге ее решили резинить. Однако в данном случае это сути дела не меняло – модель была выполнена неграмотно и непрофессионально. Если бы можно было продемонстрировать сцену, то мы бы могли наблюдать и множество технических недочетов, свидетельствующих о низком уровне владения программой.

Из этических соображений я не буду демонстрировать здесь ни эту модель, ни наш ремейк. Скажу только, что в итоге нам с командой пришлось полностью переделать модель. При этом вновь была сделана ставка на создание динамически редактируемой системы, позволяющей, насколько это возможно, оперативно вносить правки в модель, сохраняя при этом ее почти законченный внешний вид.

Так что же получается?! Заказчик нашел подешевле и отдал деньги за некачественную модель. В итоге были потеряны деньги и упущены сроки и пришлось заказывать уже у другого модельера – дороже, да еще и с полуторной наценкой! Вот и получается, что скупой платит не дважды, а трижды!

Все закончилось тем, что кольцо настолько понравилось конечному клиенту, что была заказана еще и серьга. Нужно ли говорить, что на этот раз обошлось без экспериментов и заказ сразу попал к нам? Урок был усвоен.

 

P.S:

Модельеру: Цените свое время, но и оценивайте себя адекватно. Если беретесь за срочный заказ и получаете всю оплату вперед, потрудитесь успеть в срок и сделать все качественно — не халтурьте, даже если понимаете, что “пролетели” по деньгам.

Заказчику: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной” –  больше, в общем-то, тут и добавить нечего!

 

 

P.S.S:

Если Вы, как модельер, желаете узнать, за счет чего можно повысить свою эффективность на 30-70% и ускорить работу по созданию и быстрому исправлению срочных моделей, ждем Вас на бесплатном вебинаре Чему я учил свою команду”, который состоится в начале лета 2014.

 

 

comments powered by HyperComments