Ключевые факторы удорожания стоимости изготовления ювелирной 3D-модели.

Как же корыстен я стал в последнее время – нет, чтобы как раньше – об искусстве, так нет же – все о деньгах, да о деньгах!!! Вот уж и тему оплаты труда ювелиров 3D-модельеров недавно поднял, и все равно мне все мало – опять завел речь о всяких там удорожаниях!

И все же, как не пытайся думать об искусстве, но духовными материями, какими бы высокими они ни были, сыт не будешь. В конце концов все мы собрались тут из-за денег и никогда я не поверю в то, что и заказчики, и исполнители ювелирных 3D-моделей занимаются этим делом чисто из любви к искусству. Ну а раз так – значит нет вижу ничего зазорного в том, чтобы снова поговорить о них родимых – о деньгах.

Да и к тому же, учитывая текущую конъюнктуру тотального роста цен, который начали точно не мы с вами, считаю данную тему вдвойне актуальной и, более того, спешу обрадовать – это только начало, т.к. последующие несколько постов так или иначе будут связаны с оплатой труда представителей нашей специальности и выстраиванием взаимоотношений с заказчиком, если вы работаете во фрилансе.

Сегодня же я предлагаю поговорить о том, какие моменты стоит прежде всего оговаривать с вашим клиентом, когда вы беретесь за создание 3D модели по очередному эскизу, чтобы выставить адекватную цену и не попасть в ситуацию, когда ближе к завершению процесса моделирования вам придется за те же деньги выполнять кучу дополнительной работы.

Ну что, покапризничаем немного?!

Итак, давайте попробуем разобраться, какие же факторы способны потенциально увеличивать ваши временны́е расходы и, следовательно, повлиять на удорожание стоимости модели?

1. Хочу чего-нибудь эдакого!

Как тут не вспомнить уже ставшее крылатым выражение “Нет ТЗ – получишь ХЗ”. Не зря я поставил этот пункт на первое место! Именно его я сам все время старательно пытаюсь избегать и хоть бы раз у меня это получилось! Самое неблагодарное занятие, на которое у вас может уйти больше всего незапланированного времени – это фантазии на свободную тему. А вот и разновидности данной проблемы:

  1. Нет ни толкового эскиза, ни подробного фото – только невнятная почекушка или картинка из интернета размером 150х150px, на которой ничего не разглядишь. Включаем воображение, задействуем свое объемно-пространное мышление!
  2. Есть, к примеру, фото серьги, а к нему нужно придумать кольцо. Т.е. фактически почти ничего нет. Смотрим пункт 1.
  3. А бывает, случается и так, что действительно ничего нет – только камень. Перед вами стоит почетная задача превратить неликвид в хит сезона! Головная боль обеспечена.
  4. Или же все есть. Но все – не то. Т.е. представлены фото со всех ракурсов, но изделие на этих фото было выполнено вручную. В результате приходится ломать голову, как сделать смазанные места сочленений элементов на фото так, чтобы в модели они смотрелись аккуратно.
  5. Ну и еще одна подлянка – опять все есть – и фото, и камень и эскизы. И модель вроде геометричная и в общем-то простая.  Одна беда – камень заказчика в два раза больше (меньше), чем на фото. И снова приходится мучить свою бедную голову, чтобы изобразить что-то подобное эскизу. Получается далеко не всегда – заказчику не нравится – “на эскиз ведь не похоже…”


Модель на 95% выполнена в T-Splines. Фаден сформирован топологией T-Splines. Камни в дорожках четко откалиброваны по размерам с помощью Array Curve Plus. Ученица Виктория Перова.

Эта проблема во всех ее проявлениях, пожалуй, самое страшное зло, т.к. на создание подобных моделей может уйти неограниченное –  да, вы не ослышались – именно “неограниченное” количество времени! Ведь где гарантия, что вам вообще что-то придет в голову? А где гарантия, что если и придет, то ваша идея понравится заказчику? Гарантий нет.

Поэтому по мне так лучше сделать несколько понятных моделей, чем одну, в которой нужно что-то сочинять. Оставим это художникам – они справятся с этим лучше нас. Как вариант, попросим столько денег, за сколько наше вдохновение готово будет не спать ночами, без устали изобретая новые технические и эстетические решения. Если задрать цену не позволяет скромность, лучше вообще отказаться, чем обречь себя на месяц каторги.

2. Почему ты всегда такой грубый!

Да, действительно, модель с нескругленными ребрами смотрится несколько грубовато. Но для того, чтобы их скруглить обычными NURBS-инструментами (Edge Softening не в счет), порой приходится затратить от 20 до 50% времени, дополнительно к тому, что уже было затрачено на модель. Кто-то скажет – зачем это надо – на полировке все скруглят. И будет прав! Но не всегда. В ряде случаев модель со скругленными ребрами лучше достается из резины.


Модель на 95% выполнена в T-Splines. Ученик Дима Вленец.

Иными словами, порой, необходимость скругления посредством NURBS-инструментов действи-тельно возникает. И процесс этот крайне трудоемок. Частично его можно облегчить за счет применения в процессе моделирования плагина T-Splines, но для этого нужно изначально набирать форму при помощи данного плагина и знать принципы работы его инструментов на крайне высоком уровне, чтобы скругления получились красивыми и аккуратными, без лишних складок и заломов. В том числе и таким навыкам я обучал на курсе свою команду.

3. А не пора ли тебе сбросить лишний вес?!

Это проблема номер три по распространенности. Подгонка под жестко установленный вес – в среднем плюс те же 20-50% ко времени, затраченному на создание самой модели. Особенно ситуация печальна в тех случаях, когда завод или фирма используют так называемую технологию “вырубки изделий топором”, т.е. изначально работают с огромными толщинами.

И тут вдруг руководство где-то увидело легковес, выполненный на заводе с безусадочной системой производства и безупречным литьем, почти не требующим обработки, и начальники решили, что хотят делать такие же модели на своем “топорном” производстве.

Далее изделия фотографируются прямо с бирками, на которых указан вес, и высылаются вам – извольте уложиться! Обоснованные доводы относительно того, что миссия в принципе не выполнима при этом во внимание не принимаются. В подобном критическом случае проявления данного каприза отказывайтесь от работы не глядя, иначе только потеряете время.

4. Что-то мне уже разонравилось!

И такое бывает! На полдороге заказчик может прийти к выводу, что модель “какая-то не такая” причем, какая именно “не такая”, не уточняется. Как правило – это следствие каприза №1, т.е. отсутствия точного ТЗ. Далее следует просьба исправить или переделать модель. Это называется ремонт модели и подразделяется он на три вида:

  1. Простой (как пример — создание размерного ряда колец или изменение размера – в среднем 20% от стоимости за размер)
  2. Средней сложности (как пример — изготовление серьги из кольца путем правки плоскостной заготовки и перетяжки ее с окружности на дугу – в среднем 30-40% от стоимости)
  3. Сложный – правка основных конструктивных узлов и форм, а также внесение серьезных изменений на финишной стадии готовности модели – фактически переделка изделия едва ли не с нуля (от 50 до 100% от стоимости)


Модель на 95% выполнена в T-Splines с частичным применением динамической Т-сплайновой развертки.

5. Какой же ты все-таки мелочный!

На этот раз речь пойдет о таких вещах, которые к самой модели имеют весьма косвенное отношение, т.к. не проистекают из внешнего вида эскиза, если он есть. Я подразумеваю под этим такие моменты, как проектирование сложного монтажа и разборных конструктивных узлов, построение литниковых систем (не путать с простым пеньком в кольце), создании stl-файлов и рендеров. Все перечисленное выше по-отдельности вроде бы действительно мелочи, но в совокупности, да еще и будучи помноженными на партию из нескольких изделий, эти “мелочи” сожрут дополнительно до 50% вашего времени!

С stl-файлами и литниками ситуация двоякая. По сути, создание stl-файла – это непосредственная подготовка к прототипированию и заниматься этим вроде бы должен оператор установки. С другой стороны это все же лучше делать модельеру, т.к. модельер, не умеющий изготавливать правильные stl-файлы – это проклятье оператора. Литники вообще обычно прорезаются в резине. Но если вы грамотно установите литниковые системы в сложных моделях – хуже точно не будет.

Ну а поскольку всей этой мороки на эскизе не видно, цена должна называться с учетом этих “приятных” мелочей. Я в среднем оцениваю такую работу в 10% стоимости модели. При этом предполагается, что stl-файлы проверены еще и на отсутствие пересечений, чтобы абсолютно точно вырасти на любой установке прототипирования. При должном навыке и грамотном подходе это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Научиться этому в совершенстве можно пройдя мой видеокурс 3D-реанимация в Magics.


Касты в дорожках выполнены с применением блоков с целью быстрой замены составных элементов в процессе поиска оптимальной формы. Набросок расстановки дорожек производился интерактивно в Array Curve Plus. Центральный каст сформирован в T-Splines.

К этой же категории упомянутых нами “приятных” мелочей можно отнести и дополнительные элементы, такие как отдельно висящие замки для серег, необычные швензы, гарнитура для застежек, а также всю прочую дребедень, о необходимости создания которой частенько становится известно только ближе к завершению работ.

Качественные рендеры – вообще отдельная тема. Те, кто хоть раз делал фотореалистическую визуализацию на заказ, знают, сколько это времени и нервов. Тут расценки устанавливаются без привязки к стоимости модели, т.к. на трудоёмкость влияют совсем иные факторы.

Хотя, возвращаясь к Edge Softening или так называемым визуальным скруглениям, о которых вас также могут попросить, нужно отметить, что это как раз таки относится непосредственно к процессу моделлинга и, следовательно, наценка осуществляется именно из расчета стоимости модели – минимум 10%. Если при этом нужно еще и загнуть крапана прямо в 3D, чтобы не торчали на рендере, тогда все 15%. Но только в том случае, если рендер делаете не вы сами, т.к. тогда подготовка модели соответствующим образом для себя же – ваша прямая обязанность.

Впрочем, это как раз тот каприз, которому можно иногда пойти на уступку – поставить литничок, сделать stl-файл, залеченный только по основным параметрам, быстро щелкнуть примитивный рендер. Главное, чтобы это не входило в систему.

6. Сделаем это по-быстрому!

Срочность и сверхсрочность — не такой уж часто распространенный каприз, но есть заказчики, которые этой срочностью просто болеют. И здесь, помимо сумятицы, вносимой такими “срочняками” в ваш план заказов, этот каприз лично для модельера чреват еще и тем, что под грузом ответственности человек может начать нервничать и тогда конец – зависания, торможения, вылеты. Вам понадобятся железные нервы и 100% предоплаты, особенно если вы имеете дело с данным заказчиком в первый раз. Иначе психоз может усилиться от боязни быть обманутым.


Модель выполнена в связке Rhinoceros + Modo + T-Splines. Ученик Андрей Кныш.

И еще – помните, что если заказ прямо “суперсрочный” – т.е. “садись прямо сейчас и успей ко стольки-то”, то после таких гонок на выживание вы будете приходить в себя весь следующий день или даже два. Как результат — сбит рабочий режим, сбит график – нужно налегать на старые заказы, чтобы наверстать время. Тут уже речь вполне может идти о возмещении морального вреда в размере дополнительных 70-100% от обычной стоимости модели.

Впрочем о срочности и о “горящих” заказчиках мы поговорим в одной из следующих статей, т.к. данный аспект достоин отдельного обсуждения!

P.S:

Модельеру: Ну что ж, надеюсь, этот пост помог вам немного разобраться в ситуации и впредь позволит избегать большинства подводных камней, с которыми частенько сталки-ваются представители нашей специальности. Иными словами – желательно обговаривать с заказчиком каждую мелочь, особенно если вы лишь недавно начали сотрудничать или вообще пока еще только собираетесь. Можно, конечно, поступать также, как некоторые недальновидные модельеры – делать все под ключ – качественно и недорого. Но в таком случае вы рискуете через полгода-год потонуть  с головой в работе. У вас будет куча заказов, много работы, но при этом почему-то не будет денег и совсем не будет свободного времени. Зато вас все будут очень любить). Хотя в конечном счете выбор все равно за вами.

Заказчику: Может показаться, что в данном посте вы были представлены в собирательном образе эдакой капризной барышни! Это не так! Да, в  статье фигурируют соответствующие теме поста заголовки, но это не более чем метафора, призванная сделать статью как можно менее формализованной. Я заявляю это со всей ответственностью, т.к. с недавнего времени сам являюсь, по сути дела, таким же заказчиком 3D-моделей, как и вы.  И при обсуждении стоимости работ с ребятами из своей команды я ориентируюсь на те самые убеждения, которые изложил в этой статье. Если все же чувствуете себя уязвленными – подумайте – может просто пора перестать капризничать?!

P.S.S:

Если Вы, как модельер, желаете узнать, за счет чего можно минимизировать временны́е затраты на исполнение подобных непредвиденных “капризов” и с ловкостью выходить из сложных технических ситуаций при работе над моделью, то в этом Вам поможет сборник видеолекций для профи Rhino Виртуоз записанный в процессе подготовки мною команды моих помощников!

Насколько полезным был этот материал?

Понравился пост? Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Жаль, что материал Вам не понравился :(((