Или как скрестить бульдога с носорогом, а змею со скорпионом.

Дизайнерское ювелирное украшение в виде скорпиона, обвитого змеямиК написанию этой статьи меня побудило то, что в последнее время я постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда под словосочетанием “Ювелирный дизайн” многие увлеченные этой темой товарищи подразумевают процесс рисования или моделирования “от балды”, даже не задумываясь о том, что дизайн — это, прежде всего, философия и вполне точная наука, а уже потом графика и пластика. Возможно, прочитав эти слова, вы спросите: “Что за бредятина?!” И все же, дочитайте эту бредятину до конца.

Сегодня я хочу рассказать историю одного дизайна, а за одно на конкретном примере продемонстрировать тот принцип, который я применяю при разработке персональных ювелирных украшений, и пояснить, что лично я вкладываю в такое понятие, как “индивидуальный ювелирный дизайн”.

Итак, все началось с того, что ко мне обратился мой старый приятель с просьбой придумать “что-то” для своего отца в качестве подарка к юбилею. Причем это “что-то” должно быть перстнем и обязательно содержать скорпиона и змею, т.к. отец моего друга родился в год змеи и по знаку зодиака он – скорпион.

Как можно совместить змею и скорпиона так, чтобы было “в тему”?!

Примерно так звучало техническое задание. Еще из пожеланий был бриллиант средних размеров – чтоб не сильно маленький и не чрезмерно дорогой. Вот в принципе и все.

Конечно же, взять змею и скорпиона и слепить их вместе – это еще не дизайн, а значит для создания дизайна нужны были дополнительные данные. Но где же их взять, если заказчик сам не знает, чего он хочет?!

На самом деле все до боли просто. Заказчик и не должен знать, чего он хочет, иначе дизайнером был бы он. Но дизайнер – Вы! И именно Вы должны знать, что конкретно в результате захочет увидеть заказчик. А захочет он увидеть в изделии ни много ни мало – самого себя!

Отсюда следующий шаг – вам нужно узнать чуть больше о самом заказчике, и создать в голове его образ, который потом и даст идею будущего дизайна. Я знал, про отца своего друга совсем немного – только то, что он — бывший судья. Но этого уже было достаточно для формирования яркого образа – образа справедливости, борьбы правды и лжи, мудрости и порока. И пускай образ этот немного романтизирован, но для идеи это то, что нужно.

Дизайнерское ювелирное украшение в виде скорпиона, обвитого змеями - альтернативный ракурс

Итак спустя ночь родилась основная концепция – в симметричной композиции разместить два камня – бриллиант и муассонит как символы практически неразличимых правды и лжи. Посыл заключался в том, что только чуткий и проницательный судья может отличить одно от другого. Вся дальнейшая работа строилась уже исходя из этой основной идеи.

Но композиция должна быть выражена в какой-то конкретной форме. Так в качестве основы кольца был задуман стилизованный скорпион как символ решительности, непоколебимости, рассудительности и выносливости. В такой форме сразу же нашли свое место бриллиант с муассонитом – они легли в чаши, зажатые в клешни. Композиция стала олицетворять судью, взвешивающего доводы обеих сторон.

Теперь настало время вместить куда-то змею. Но поскольку для большей статичности и монументальности была выбрана симметричная композиция, я решил разместить двух змей, каждая из которых получила свою смысловую нагрузку. Здесь я уже не буду расписывать, какую именно – об этом чуть ниже.

Как видите, до этого момента все делалось в голове и только после того, как в философских рассуждениях родилась почти законченная идея, в которой все напрямую завязано с личностью заказчика, я принялся за разработку формы и уточнение конкретных деталей дизайна на бумаге и в 3D, подтягивая их к основной концепции. Так, к примеру, был выбран основной цвет и добавлены рубины. В результате получилось изделие, которое можно видеть ниже. Логотип – отдельная история, поэтому здесь о нем ни слова.

 

Впоследствии я решил отправить этот проект на так называемый Международный конкурс ювелирного дизайна в Дубае, снабдив его следующим описанием, из которого вы узнаете о том, чего я не досказал выше:

Justice.

Проект Justice представляет собой мужское кольцо в виде стилизованного скорпиона из желтого золота, покрытого черным родием. Образ скорпиона взят за основу как символ рассудительности, выносливости, справедливости. Черный родий символизирует черную судейскую мантию. Бриллиант в правой клешне символизирует правду, Муассонит в левой – практически неотличимую от правды ложь. Змея слева – символ искушения и коварства, призывающий прельститься подношениями лжецов и пойти на сделку с совестью. Змея справа – символ мудрости, призывающий не поддаваться сомнительным искушениям и до конца быть верным своим принципам. Задранный в боевое положение хвост говорит о готовности нанести решительный удар по несправедливости. Рубин на конце хвоста символизирует созревшее решение. Рубины в глазах – горящий взгляд и нетерпимость ко лжи.

В качестве художественного образа и источника вдохновения был взят образ справедливости как одной из важнейших человеческих добродетелей. Ведь в наше время несправедливость буквально повсюду – в экономике, в политике, в обычной жизни. Обман и безнаказанность становятся нормой. Еще немного и все погрязнут во лжи. Кто виноват? Где искать тех, кто стал всему причиной? Ответ прост – внутри себя! Да, именно! Каждый из нас хотя бы раз в жизни вольно или невольно выступал в роли судьи. Каждый из нас хотя бы раз в жизни решал чью-то участь. Каждый из нас хотя бы раз в жизни принимал решение, от которого зависело будущее другого человека. И то, насколько справедливым было это решение, останется на совести каждого из нас. И когда мы все это осознаем, миллионы маленьких справедливостей сольются в одну большую. А ни это ли нам нужно?

Дизайн-проект индивидуального ювелирного украшения в виде скорпиона, обвитого змеями - JUSTICE

Как видите, в процессе проектирования данного украшения, главное, чем я руководствовался – это идея или ее обдуманный вариант – концепция. А все остальное, форма, композиция, цвет, лишь следуют этой концепции. В результате получается изделие, которое неразрывно связано с образом своего владельца и никому другому просто напросто не подойдет. Именно так я понимаю персональный или индивидуальный ювелирный дизайн.

Здесь я уже не стал объяснять примененные мною композиционные приемы, за исключением разве что симметрии, поскольку композиция – это та самая наука, о которой я говорил в начале статьи, и которую преподают в художественных школах, училищах и ВУЗах, и объяснить ее в нескольких словах просто нереально.

Но все же, основа всего – идея. Она, на мой взгляд, и есть тот самый “дизайн”.

Напоследок скажу, что с открытием этого подхода я стал чувствовать уверенность в том, что заказчик останется довольным результатом моей работы и открыл для себя неисчерпаемый источник идей, ведь за каждым человеком кроется уникальное сочетание качеств, а, следовательно, уникальный образ, уникальное изделие, уникальная коллекция! Надеюсь, кому-то из вас это также поможет нащупать путь к настоящему Ювелирному дизайну.