Вот уж не думал, что очередную, уже третью по счёту, статью из этого цикла мне придётся писать так скоро. В первый раз, в конце 2014-го, памятуя о событиях, случившихся 97-98-м и 2008-2010-м, я был настроен весьма скептически – ещё молодой, ещё горячий и море, конечно, по колено! “Прорвёмся!” – говорил я. И вроде прорвались. Тогда казалось, что до пропасти ещё катиться и катиться. Однако во второй раз, в начале 2016-го, когда доллар вновь начал штурмовать исторические хаи, я был уже несколько озадачен и к тому моменту успел не на шутку утомиться от этого подзатянувшегося тухляка в ювелирке, да и не только. И все же бодрости духа не терял. Но мог ли кто-то подумать, что можно ещё и вот так, да причем так скоро?
Более молодое поколение наших коллег – те, кто в нулевых и десятых ещё учился в школе или только поступил в институт или училище – им сейчас по 25-27 – нередко удивляются, чего те, кто постарше, устраивают такой кипиш и вечно ноют, что всё плохо?! Просто им не с чем сравнивать – они выросли в этой реальности и другой не видели.
Однако ещё мои ровесники застали расцвет ювелирки – когда даже на региональных выставках было не протолкнуться, и встретить какую-нибудь испанскую, итальянскую или французскую фирму на очередном “Урал-Ювелире” не составляло никакого труда, а посетители сметали с прилавков всё как сумасшедшие! Я как раз был тогда студентом и запомнил ювелирную отрасль именно такой – процветающей! Как будто то была совсем другая реальность…
Мы с моей новой командой сейчас очень активно изучаем тему виртуальной и дополненной реальности и наслышаны о том, насколько иногда симуляция может быть неотличима от реальности, которую мы называем реальной! Настолько, что такие фильмы как “Матрица” или “13-й этаж” (очень рекомендую, кстати) уже вовсе не кажутся такими уж фантастическими! Так и впрямь недолго поверить в то, что всё, что нас окружает и с нами происходит – все это всего-навсего высококачественная симуляция, компьютерная игра!
И если так, то что ж, браво! На этот раз разработчики постарались на славу и новую версию игры сделали на редкость сложной, необычной и с крайне насыщенным сюжетом – вот теперь-то игрокам точно некогда будет скучать! По условиям новой сюжетной линии просто так подобраться к подлым цефалоподам уже не получится, ведь теперь их охраняет целая гвардия специально обученных, хорошо экипированных бойцов, патрулирующих локации, а в воздух подняты миллионы нанодронов, которые по навязчивым уверениям всё тех же подлых цефалоподов очень опасны и при встрече непременно попытаются самым зверским образом задушить игрока.
Сильно поменялась игровая динамика – если раньше в игре поощрялись активные действия и нужно было “уметь вертеться” и “шевелить булками”, чтобы всячески добывать внутриигровую валюту – наноденьги, которая обменивается на внутриигровые ресурсы, то теперь игроки больше не могут беспрепятственно разгуливать по карте, занимаясь своими делами, а вынуждены подолгу отсиживаться в своих убежищах и перемещаться только короткими перебежками.
И если в прошлых версиях игры у некоторых игроков ещё была возможность укрыться в локациях с облегчёнными игровыми условиями, то в новой версии границы перекрыты не только между разными локациями, но и зачастую между зонами одной. Теперь задача игрока – выжить в конкретной игровой зоне без ресурсов и наноденег, не прибегая при этом к мародёрству и грабежу, максимально продолжительное время. Нам особенно “повезло”, потому что наша локация считается одной из самых труднопроходимых.
Был в новой версии усложнён и мультиплеер – теперь для совместного выполнения миссий игроки уже не могут как раньше собираться в открытую, дабы не привлекать внимания патрулей.
Эксперимент с внутриигровой экономикой также оказался весьма удачным – поскольку по новым правилам, как уже было сказано выше, из-за опасных (но это неточно) нанодронов и вооружённых патрулей игрокам стало нельзя свободно перемещаться в целях добычи наноденег, то и в ресурсах, которые можно за них получить, игроки теперь тоже стали крайне ограничены. Однако “разрабам” и этого показалось мало, поэтому они вообще решили на время убрать из игры почти все виды ресурсов и оставили только еду, медикаменты и средства первой необходимости! Но бесплатно их тоже не раздают, так что игрокам приходится напрягать всю свою фантазию, дабы пройти этот квест.
Да, игра получилась поистине хардкорной, однако здесь нельзя не отметить великолепно проработанный динамический игровой баланс – как только в самом начале система поняла, что игроки не справляются с тотальным отсутствием доступа к ресурсам, список ресурсов первой необходимости был сразу же расширен, доступ к ним немного облегчен, а патрули стали как бы немного слепыми и перестали замечать снующих у них под носом неопытных или не очень аккуратных игроков, атакуя только тех из них, кто оказался в их поле зрения без специальной противонанодронной маски – да и то не всегда.
То есть игра при всей своей невероятной сложности всё же позволяет игрокам лавировать и нарушать правила, создавая ощущение того, что прохождение миссий все-таки возможно. Хотя поговаривают, что если игроки однажды адаптируются и всё же научатся успешно выполнять миссии на выживание подобного уровня, игра снова автоматически повысит сложность, вплоть до того, что отключит доступ к любым ресурсам, полностью отменит наноденьги, а патрули начнут стрелять во всё, что неудачно шевельнулось.
Одним словом, такой игры, где скачки и экшен сменились на относительно спокойный игровой процесс, но при этом напряжение достигает пика, а искусно продуманный игровой баланс позволяет постоянно удерживать игрока на самой грани выживания, мы не видели уже давно! Игра – супер! Пять звёзд из пяти! Наконец-то за столько лет мы увидели что-то стоящее, а не жалкую пародию на survive!
Всё, блин, по-настоящему! И нужно быть идиотом, чтобы и в этой ситуации пытаться бравировать, мол “не ссыте, пацаны, прорвёмся!” – потому что на этот раз всё куда серьёзнее. Спасения искать негде от слова “вообще” и единственное, что пока остаётся – по инерции делать то, что делаешь, и параллельно искать новые возможности. Ибо волшебник в голубом вертолёте не прилетит и ипотеку, тем у кого она есть, не погасит.
Я решил не гадать, а просто спросить у коллег в нашей группе оценки стоимости ювелирных 3D-моделей Вконтакте, и выяснилось, что чуть меньше половины наших коллег практически не пострадали, а у кого-то дела и вовсе пошли в гору. В катастрофическом же положении оказалась только малая часть ювелиров – примерно 13%, существенно пострадало около 20% и ещё примерно столько же вообще решили покинуть наш ювелирный Титаник. Приведённые цифры актуальны на момент написания статьи – 07.07.2020 – и могут измениться по прошествии времени. Хотя к указанной дате прошло уже две недели с момента публикации голосовки, а результаты пока так и колеблются в рамках погрешности.
Вы должны авторизоваться во Вконтакте, чтобы видеть результаты.
Трактовать эти результаты можно по-разному. С одной стороны, на половину выборки текущие обстоятельства в той или иной степени оказали негативное влияние, и это что-то да значит. С другой – объективно катастрофы как таковой пока нет – и это обнадёживает. Да, кто-то продаёт целые заводы, распуская штат, и уходит из бизнеса. Но кто-то же эти заводы покупает? И где-то этому кому-то рано или поздно придётся набирать персонал.
Так или иначе, лично я, взглянув на то, как распределились голоса, немного подуспокоился. Хотя пока, конечно, рано делать выводы, ведь мы только в самом начале турбулентности и, судя по предыдущим кризисам, этот тоже кончится очень нескоро. Может показаться, что пик пройден, но в любой игре нельзя держать игрока на пике напряжения вечно, иначе он просто не выдержит, поэтому на какое-то время геймплей снова приобрёл знакомые очертания. Но почему-то меня никак не покидает одна мысль – то, что сейчас происходит – это лишь начало – репетиция. В подтверждение этому из-за океана уже приходят новости о том, что со второй волной подлые цефалоподы решили не тянуть и скоро нас накроет повторно.
Да, в общем-то, рекомендации всё те же, что и в прошлые разы – как это ни печально, нужно продолжать расти – учить английский, а лучше и другие языки, совершенствоваться в профессии, становясь Виртуозом своего дела, всё время изучать что-то новое и иногда несмотря ни на что предаваться творчеству. Вот и я отряхнул свой любимый Happy English 3, к которому не притрагивался с самого колледжа, ибо грамматика за столько лет изрядно подзабылась и освежить ее в новых условиях лишним явно не будет.
Однако в этом плане куда более показателен другой пример – пример моего друга и партнёра Олега Соловчука. Олег родом из Донецка. До 2014-го года он не имел к ювелирке никакого отношения и пришёл ко мне учится как раз в самый разгар всем известных событий. Полгода он осваивал Rhino самостоятельно, а потом под моим руководством – в одной руке с чемоданами, в другой с ноутбуком. Уже спустя всего-навсего год Олег стал лучшим в команде и мы начали разрабатывать новые продвинутые техники работы в Rhinoceros вместе. Кстати, очень рекомендую послушать взятое у Олега в 2015-м году интервью, где он рассказывает о том своём взлёте.
Уже тогда я мог назвать этого парня одним из лучших на постсоветском пространстве ювелиров 3д-шников, работающих в сегменте массовых украшений. Но Олег до сих пор непрерывно повышает квалификацию по основному направлению, копает в геймдев, продолжает учить язык – и даже в это лютое время заказчики задолбали его так, что он не может уйти в отпуск даже на неделю. Ну и что ему ваш кризис? Да на ригеле он его вертел.
Другой показательный пример – один из моих учеников и постоянных клиентов, с которым я даже особо не был знаком – Дмитрий Шатохин, оставивший отзыв дважды – первый раз спустя некоторое время после покупки в 2017, и второй почти через 4 года – в 2020. Вот что оно пишет:
24 апреля 2017 г.
Около двух лет назад случайно наткнулся в интернете на описание курса Рино Стартер и, прочитав его, подумал, что написано в точности обо мне, и решил, почему бы не попробовать, купил и очень быстро стал не только понимать для чего там столько кнопочек но и мог самостоятельно построить самое примитивное обручальное колечко. Спустя около полугода уже приобрёл почти все курсы у Виталия, но изучать их теперь удаётся небыстро, так как уже после второго курса КМБ стал много строить моделей для своей работы и удачно на этом зарабатывать. Сейчас неплохо строю довольно сложные модели. В данный момент потихоньку осваиваю очень ёмкий курс Рино Виртуоз, как и во всех предыдущих курсах информация преподаётся очень чётко и грамотно – никакой лишней «воды« и заиканий – очень классные курсы, ничуть не жалею о их приобретении, да и деньги потраченные давно уже окупились благодаря полученным знаниям. Несколько раз обращался к Виталию за помощью, очень хороший и отзывчивый человек, всегда поможет и подскажет, причём быстро. Так же обращался в его службу поддержки с вопросами, ответ получал ясный и понятный.
20 февраля 2020 г.
Спасибо, Виталий. Обучение дошло до определённого (считаю для себя очень хорошего) уровня. До суперспецов, конечно, не дотягиваю, которые любую модель за полчаса строят, но мне вполне хватает, так как строю только для себя, т.к. я ювелир и строю и затем изготавливаю изделие полностью. Спрос на ювелирку в последние годы заметно упал, но 3д-шка существенно помогает мне выживать. Я сильно рад что когда-то связался с вашим первым продуктом Рино Стартер и меня затянуло в этот мир новых технологий, сейчас даже и не представляю, что бы со мной было, если б я этого не умел. Ещё раз спасибо за ваши курсы, считаю они у вас получились очень качественные.
Что сделал правильно Дмитрий? Он не стал говорить себе, что у него нет денег, а просто решил сэкономить на отпуске, поездке, новом телефоне или чем-то ещё, чтобы инвестировать в свою голову. Спустя 4 года он был готов встретить очередной кризис во всеоружии! И я уверен, таких примеров не один и не два – просто я не обо всех знаю. Но факт остаётся фактом – чем больше ты знаешь и умеешь и чем больше ты специалист в своём деле, тем проще тебе выжить.
Сейчас то самое время, когда, с одной стороны, ваши амбиции должны быть как никогда высоки, но с другой, нужно поумерить свои гордыню и жадность и научиться работать с другими на взаимовыгодных условиях, научиться договариваться, прислушиваться, уступать, делиться. Ведь выжить в такое время можно только дружной стаей. В моей стае мы установили именно такие порядки, и каждый здесь получает вознаграждение пропорционально внесённому вкладу.
Так я пытаюсь компенсировать недостаток денежного капитала капиталом социальным. Я сделал ставку на то, что этот подход себя оправдает и вместе нам удастся построить высокотехнологичный цифровой ювелирный бренд! Я вернулся в специальность и занялся этим в тот самый момент, когда всё тут запылало огнём. Сам не знаю, почему – так получилось. Я бы мог продолжать сидеть за терминалом, ибо спекулянты в кризис способны делать целые состояния, а у меня как раз начало неплохо получаться.
И всё же я решил прочувствовать всё изнутри вместе с ювелиркой – как говорится “и в горе и в радости”. Да, страшно. Да нет никакой уверенности в том, что задуманное получится. Но интуиция подсказывает мне, что слова о том, что кризис – это одновременно и колоссальные возможности – это не пустые слова. И эти самые возможности открываются именно сейчас, когда многие поистине талантливые специалисты остались не у дел, и часть из них готова объединить усилия, чтобы выиграть в эту игру!
Какой бы страшной ни казалась сейчас ситуация, говорить о том, что ювелирке на бывшем постсоветском пространстве теперь-то уж точно пришёл конец – слишком опрометчиво. Да, то, что мы в прошлый раз считали ювелирным апокалипсисом, на самом деле оказалось лёгкой детской прогулкой по сравнению с тем, с чем мы столкнулись сейчас. Но ведь самих по себе денег в мире меньше не стало и они никуда не делись – просто произошло их очередное перераспределение.
Кто-то, наоборот, стал сильно богаче за это время. То есть формально те, кто может, хочет и будет заказывать ювелирку – как были, так и есть! В то время как ювелиров, способных удовлетворить этот отложенный спрос, как мы уже выяснили, стало почти на четверть меньше. Да и к тому же существует интернет как явление современности и виртуальные границы все ещё открыты. Вторая древнейшая пережила за много тысяч лет и не такое. Так что всё же и в этот раз прорвёмся!
Один мой старый знакомый постоянно любил повторять: “Хочешь сделать человеку хорошо – сделай сперва плохо, а потом так, как было”. Однажды всё равно всё станет именно так, как было – т.е. хорошо. А может даже и лучше. Лично я в это верю. Ведь как ни крути, а жизнь, хоть подчас и жестокая, а всё равно игра. А любая игра рассчитана на прохождение – если не одиночное, то уж точно командное!
Я снова в игре – вместе со всеми! И я намерен её пройти, какой бы трудной она ни была! Так что дайте-ка мне калибр покрупнее и отойдите подальше, чтоб не зацепило!
Спасибо за обратную связь!
Все права защищены © 2011-2024
Блог ювелира 3D-модельера
Задать вопрос