Или как сберечь свое время и получить свои деньги, не пристрелив заказчика.

Альт текстСегодня был слегка дезориентирован. Все вроде бы начиналось как обычно – встал в 9:00, сварил кофе, позавтракал, сел за компьютер и приступил к работе. Спустя какое-то время кинул беглый взгляд на часы в нижнем углу монитора, а там 8:30. Подождите-ка! Это как?! – мелькнула на мгновение мысль! Кажется с этой работой я окончательно потерялся во времени! – и тут же понял, что это компьютер сам по старой привычке перевел время на час назад! Ну а что не так? Ему ведь указы президентов не указ:)

В общем, сегодня я предлагаю вам поговорить о времени, которое мы проводим 3D-пространстве, и о том, как правильно его оценивать. Тем более, что тема эта актуальна во все времена! Вот и киношники поддержали тему времени, подгадав выход фильма “Время” как раз на это время! Кстати, мне невероятно понравилась эта картина, поэтому с вашего позволения, перед тем как мы перейдем к основной теме, немного расскажу о ней.

Действие фильма разворачивается в альтернативной реальности, где время в служит эквивалентом денег! В нем выдают зарплату, им расплачиваются в магазинах, его одалживают, дарят или жертвуют. Его можно проиграть или отнять у человека силой – в общем, все как с деньгами. Есть в этой реальности и свои нищие, считающие жалкие часы, минуты и даже секунды.

Есть в ней и свои богачи, хранящие у себя сейфах миллионы лет времени!

Сам же сюжет фильма крутится вокруг девушки из “богатой” семьи и работяги, горбатившегося за часы, чья мать умерла у него на руках, не успев одолжить немного времени, но которому подарил кучу времени один сумасшедший “богач”, покончивший жизнь самоубийством. Однако главного героя подозревают в том, что он убил и ограбил богача, и теперь они вдвоем со своей возлюбленной бегут от преследования, чтобы изменить систему! И, как вы понимаете, времени у них в обрез.

Кадр из к/ф "Время". Уилл и Сильвия бегут по промзоне временного гетто.

В общем, картина с первых же минут захватывает своей динамичностью, позволяя зрителю физически прочувствовать скоротечность времени, и наводит на мысль о том, что эта альтернативная реальность не так уж сильно отличается от нашей. Мы расплачиваемся своим временем за возможность жить в относительном комфорте, у нас крадут и отнимают наше время, а иногда нам его дарят. У кого-то, как говорится, времени вагон, а кому-то его вечно не хватает, ну и т.д. Так что очень всем рекомендую посмотреть это замечательное кино!

Ну а сколько у вас времени?

Вы вообще считаете время, проведенное за компьютером? Сколько времени вы занимаетесь непосредственно 3D-моделированием? И, в конце концов, самое главное – во сколько вы оцениваете свое время?!

Когда-то, когда я еще только начинал работать на заводе, я просиживал за монитором по 5-7 часов в день, и мне казалось, что это очень много. Еще бы – до этого я учился в институте и работал камнерезом в мастерской. На учебе – скульптура, рисунок, живопись, проект – лепишь, рисуешь, пишешь, придумываешь. На работе – станки, план-шайба и бор-машинка – пилишь, точишь, режешь! Зимой ледовые городки – электропилу в зубы и вперед – зад морозить и ледяные блоки таскать! Так я и жил вплоть до середины пятого курса своей любимой УрГАХА.

В ту пору на компьютере приходилось разве что писать рефераты, верстать планшеты и лишь изредка делать первые робкие шаги в 3D. А тут раз и все – компьютер, компьютер, компьютер – строишь, строишь, строишь! Какое-то время мне нравилась такая смена деятельности – сидишь в тепле, работаешь головой, хорошая по тем временам зарплата для студента-очника – 20 000 р. Да еще и остается время, чтобы «порубаться» с коллегами в Quake, а вечером сходить в тренажерный зал в подвале завода.

Кадр из к/ф "Время". Один миллион лет в капсуле времени.

Так выглядит 1 000 000 лет.

Постепенно 3D и Интернет, который появился в моем распоряжении в неограниченных количествах только спустя год после описанных событий, начали затягивать меня все сильнее. У меня уже не болела голова от 7-ми часов сидения за ящиком, поэтому я задерживался на работе, а потом еще делал что-то дома допоздна – в основном изучал сайтостроение, ставшее с появлением у меня долгожданного доступа ко Всемирной паутине моим новым хобби.

Дальше больше – до нас докатился кризис, на заводе упала зарплата, и, к вопросу о времени, работодатели оценили мой час в 118 рублей! А ведь на тот момент я уже закончил институт и был полноценным дипломированным специалистом! И тогда 3D поглотило меня с головой – я начал набирать заказы со стороны, на тренировку ходил все реже, потом вообще бросил. Бросил! Хотя до этого занимался 8 лет и даже имел неплохой разряд. Тогда-то я по-настоящему начал понимать, что значит выражение “Время – Деньги”.

И вот я уже больше года в свободном полете. “Время – Деньги” – теперь мой девиз. Судите сами – никакого стабильного оклада нет – даже маленького. Заказчик может задержать выплату на месяц или вообще дать сложный заказ и забыть про тебя! Но, все же, ты свободен и распоряжаешься своим временем так, как тебе хочется!

Кадр из к/ф "Время". Диалог Уилла с официанткой в ресторане в Нью-Гринвиче.

– Вы, похоже, не здешний. Верно? Вы все делаете чуть быстрее остальных.  – Не все…

Но есть здесь одно Но! Спустя год после того, как ты прекращаешь ходить на работу, теряется организованность. И в какой-то момент ты понимаешь, что время уходит, а ты ничего не успеваешь. Знакомая ситуация? Думаю, да. Именно поэтому очень важно сразу же выработать для себя какую-то систему тайм-менеджмента.

Вообще, тема тайм-менеджмента довольно тернистая и мы, конечно же, не будем ее здесь рассматривать, но что касается рационального распределения времени при работе над заказом, а также непосредственного выстраивания отношений с заказчиком, хочу поделиться с вами своими наработками.

Правило №1. Всегда считать и записывать затраченное на работу время.

Сейчас я сижу с таймером и считаю свою работу по часам, а не по сложности модели. Казалось бы странный подход, но, как выяснилось, он гораздо эффективнее, чем цена, взятая с потолка. Хотя этот способ скорее для себя – по крайней мере знаешь, в пролете ты или нет после того, как назвал цену. И все же многие заказчики согласны, что окончательная цена называется уже после того, как модель готова.

Кадр из к/ф "Время". Несколько часов, начисленных Уиллу за рабочую смену на заводе.

Правило №2. Называть цену повыше, чтобы не делать потом круглые глаза.

Заказчик почти всегда спрашивает цену заранее. Откуда же ее взять, как ни с потолка? Я умножаю пришедшую на ум сумму в 2 раза. Как правило работа на первый взгляд всегда кажется легче, чем есть на самом деле. Даже на простецкое изделие уходит немало времени, если строишь его максимально качественно.

К тому же, практика показала, что заказчик никогда не утверждает модель с первого раза. Поэтому, если вы, как и я, страдаете природной скромностью, поступайте так же. Цените свой труд! Это вам кажется, что все легко, потому что вы это умеете. И так же кажется заказчику, потому что он не умеет ничего. Но когда поработав часов этак 20 вы понимаете, что заработали 118 рублей в час, не думаю, что вас это обрадует.

Кадр из к/ф "Время". Уилл и Сильвия удивлены той низкой ценой, которую предлагают скупщики за серьги с бриллиантами.

Правило №3. Быть осторожнее с крупными заказами. Сохранять интригу.

Если заказ объемный и сложный, я не называю цену сразу, даже примерно, и всегда прошу весь рабочий материал. Пару раз так накалывался – заказчик привез почеркушку и спросил цену, я поскромничал и назвал с потолка. Потом заказчик привез подробные эскизы, фотографии и кучу устных пожеланий в довесок. Короче, я понял, что пролетел в цене в 3-4 раза.

Кадр из к/ф "Время". Уилл и Сильвия в офисе отца Сильвии вскрывают хранилище с капсулой времени на миллион лет.

Правило №4. Не бояться идти на конфликт. Не обязательно физический.

Не стоит бояться конфликта с заказчиком – если он подставил вас описанным выше способом, смело возвращайтесь к Правилу №2 и повышайте цену минимум в 2 раза, объяснив причину. Если заказчик нормальный – поймет и согласится, если нет – посылайте его не глядя – денег вы с ним все равно не заработаете, а вот проблемами и нервотрепкой обеспечите себя еще очень надолго.

Кадр из к/ф "Время". Скупщики предлагают Уиллу и Сильвии два дня за серьги с бриллиантами или проваливать.

Правило №5. Брать хотя бы частичную предоплату. Предоплата – наше все.

С некоторых, “особо отличившихся” заказчиков я беру предоплату от 50 до 100%. Тогда они не пропадают на полдороги. В условиях, когда тебе не на кого надеяться, это вынужденная мера, которая позволяет сохранить и время и нервы. Хотя 50% предоплаты лучше просить всегда, особенно если начинаешь работать с заказчиком впервые и заказ сложный. Заказчики, настроенные серьезно, всегда соглашаются.

Кадр из к/ф "Время". Уилл и Сильвия останавливают машину с богатой пассажиркой и отнимают и ее серьги, и машину.

Правило №6. Напоминать о себе почаще. Или тактика банного листа.

Я не стесняюсь напоминать заказчику об оплате, причем делать это весьма настойчиво и даже назойливо. Раньше мне было как-то неловко звонить и просить денег. Потом привык – ведь прошу свое, а не чужое! Звоню в зависимости от ситуации в буквальном смысле “через день, да каждый день”. Если не звонить и не напоминать – никто сам про тебя не вспомнит – проверено!

Кадр из к/ф "Время". Уилл звонит отцу Сильвии и требует перевести сто тысяч лет на счет благотворительной организации.

Правило №7. Учиться, учиться, и еще раз учиться! Как завещал великий.

Пожалуй, самое ключевое правило! Я не ленюсь изучать новые инструменты и программы. Час-два, потраченные на изучение какого-либо нового инструмента, впоследствии экономят кучу времени в процессе работы. А это значит, что вы можете взять больше заказчиков и, как следствие, не зависеть от кого-то конкретно.

Кадр из к/ф "Время". Уилл учит Сильвию стрелять из пистолета.

 

Вот те 7 золотых правил, которые позволяют мне проводить в 3D не больше 4-5 часов в день, увеличив при этом стоимость часа в три раза (до 350 р/ч) по сравнению с тем, что было на заводе. Не ахти какие деньги, но на текущие расходы хватает. Остальное же время я трачу на этот блог и на изучение многих интересных мне вещей. И хотя большую часть дня я по-прежнему провожу за компьютером и, в частности, за 3D – это уже, скорее, мое желание, чем необходимость.

В результате возникает вопрос – при подобном раскладе так ли важно, переводят теперь часы или нет? Часом больше, часом меньше, когда ты с головой погружен в виртуальное пространство, в этом нет никакой разницы. Так что пока есть время, делитесь своими наработками в комментариях!

Кадр из к/ф "Время". Диалог Уилла с кассиром на заводе.

– А где остальное?! – Ты не выполнил норму. – Моя производительность выросла. – Норма тоже.

Update от 30 октября 2016

Что можно сказать – минуло долгих 5 лет с момента написания этого поста! И многое за это время изменилось. В частности – стоимость моего часа. Так, уже к 2012 году я смог выйти на скорость моделирования порядка 500 р/ч. А к концу 2013 это значение редко падало ниже 750 р/ч и порой достигало 1000 р/ч! Это позволило мне экономить массу рабочего времени, которое я тратил на развитие блога и создание курсов. В результате уже в середине 2014 года я перестал строить модели на заказ и сосредоточился исключительно на блоггинге и обучающей деятельности.

Вы спросите, но как был возможет такой скачок всего за 3,5 года? Отвечаю – я по полной налегал на Правило №7! Я все время изучал Rhino, T-Splines и другие плагины! Постоянно и непрерывно. Нередко – в ущерб заработку. Но потом, как я и ожидал, все окупилось. Однако я скажу больше – я бы мог пройти путь от 118 до 750 р/ч всего за полгода-год, если бы в те времена существовали курсы Rhinoceros подобные моим. Их перечень вы сможете найти в низу страницы под блоком комментариев.

Таким образом, могу констатировать, что все мои правила, и особенно последнее, проверены временем и действительно работают. Поэтому если ежемесячный доход порядка 35 000 – 50 000р. в месяц без необходимости выходить из дома является для вас хорошим вариантом, то однозначно имеет смысл потратить вполне адекватную сумму на обучение Rhinoceros и выйти на эту планку всего-то на пару-тройку лет быстрее, чем ваши менее прозорливые и более экономные коллеги!

Постер к/ф "Время".

Ну а ты, дорогой заказчик, плати деньги вовремя и все у тебя будет хорошо! :D

P.S:

При написании статьи ни один заказчик не пострадал! :)

 

comments powered by HyperComments