Эх! Минули те времена, когда я впервые переступил порог родных Ювелиров Урала, преисполненный желания сдаться с потрохами в добровольное интеллектуальное рабство! Мне было глубоко плевать, что мои идеи никому не нужны, что меня будут эксплуатировать за сравнительно небольшую зарплату и что никто и никогда не узнает имени такого художника, как Виталий Каваз-оглы.

Я был счастлив одним тем, что меня, еще неопытного студента, согласились взять на должность ювелира 3D-модельера и позволили приобщиться к деятельности огромной махины по производству ювелирных украшений. Для меня было честью стать одним из ее винтиков.

Со мною, как положено, был подписан трудовой договор, который я даже не собирался читать, и уже на следующий день я, голодный до работы, впился в выданные мне в работу эскизы. Наверно, если бы договор содержал пункт о том, что я обязуюсь выполнять работу на безвозмездной основе, меня бы это не остановило.

Однако, я, наверно, представитель того редкого вида трудоголиков, которых новая интересная работа увлекает гораздо больше, чем деньги. Ведь большинство моих тогдашних сверстников – тех, кому по 22-24 года, в первую очередь изучают договор, а уже потом все остальное. И, видимо, это правильно. По крайней мере, нас так приучают – “читайте договор”.

Именно о договорах между автором и работодателем я хотел поговорить бы сегодня.

Тема разговора навеяна одной из моих читательниц – фрилансером Алевтиной Ефремовой. Ею же были предоставлены образцы договоров, о которых речь пойдет ниже. Созвонившись однажды по Скайпу, мы несколько часов обсуждали проблемы работников по найму. Основной такой проблемой является “забитость” талантливых ребят, которые даже понятия не имеют о своих правах. А меж тем, они есть.

Внимание! Все правовые отношения в области авторских прав на данный момент регулируются частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

И пускай я не профессионал в сфере защиты авторских прав, но те, кто следят за моим творчеством давно, знают, что свой путь я начинал именно как юрист, а не как художник, а потому разговор на эту тему мне не то чтобы не чужд, наоборот, очень даже близок.

Однако, перед тем, как начать данный разговор, нужно определиться с тем, кто вы, какие задачи выполняете и что умеете. Если вы рисуете почеркушки ручкой или карандашом, не оформляя их в качественные эскизы, а 3D-модельер ломает голову над тем, как воплотить это в объем, то навряд ли вы достойны гордого звания автора идеи, т.к. идеи попросту нет или она не выражена должным образом.

В то же время, если вы – только что упомянутый модельер, работающий по чужим эскизам, вас тоже нельзя в полной мере назвать автором полезной модели, т.к. ее форма и отличительные особенности были созданы не только вашими творческими усилиями, но и трудом, пусть и нерадивым, того самого художника. В обоих перечисленных выше случаях вы скорее всего соавторы.

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности.

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Отсюда следует, что если эскиз качественный и прорисованный, то 3D-модельер осуществляет только техническое содействие и, согласно п.2, не признается автором результата интеллектуальной деятельности. Согласно тому же пункту, к авторству не имеют отношения монтажники, литейщики, закрепщики и т.д.

Если же вы от начала и до конца придумали идею и во всех подробностях воплотили ее в ручной или компьютерной графике – вы – Автор, вне всяких сомнений, со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Статья 1257. Автор произведения.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

 

Как автор вы обладаете двумя типами авторских прав – личными неимущественными и имущественными правами.

Имущественные права:

Исключительное право на произведение, которое подразумевает различные способы произведения:

Статья 1270. Исключительное право на произведение.

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Именно эти права являются объектом, отчуждения или передачи по лицензионному договору.

Личные неимущественные права.

  • — Право авторства и право автора на имя. Статья 1265;
  • — Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений. Статья 1266;
  • — Право на обнародование произведения. Статья 1268;
  • — Право на отзыв. Статья 1269;
  • — Право доступа. Статья 1292;
  • — Право следования. Статья 1293.

Эти права неотчуждаемы, т.е. их нельзя отнять у автора.

 

Все вышесказанное относится к вам, если вы – фрилансер. Если же вы наемный работник, то здесь есть ряд нюансов, т.к., согласно закону, создаваемое вами произведение является служебным.

Статья 1295. Служебное произведение.

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

3. В случае, когда в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Однако, как видите, и в этом случае закон на вашей стороне при наличии договора. С этого места по-подробнее. Итак есть два принципиально разных вида оформления своих договорных отношений Вас, как автора произведения искусства, с Вашим работодателем:

1) Когда вам заказывают создание произведения искусства или дизайна на основе выплаты разового гонорара.

2) Когда вы уже создали дизайн-проект самостоятельно и готовы передать работодателю имущественные права на ваше произведение.

Статья 1288. Договор авторского заказа.

1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

3. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила настоящего Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

4. Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 настоящего Кодекса.

Возможен и комбинированный вариант договора, когда вы, помимо разового гонорара, получаете еще и процент с продаж (роялти).

На этом пока все, надеюсь данная статья поможет вам хотя бы немного сориентироваться в юридических тонкостях взаимоотношений автора с заказчиком. Более подробно обо всем этом можно узнать из ч.4 ГКРФ. Главы 69-72.

Скачать образцы договоров

Напоследок могу сказать, что статья носит ознакомительный характер, но не рекомендательный. Правовой нигилизм в нашей стране настолько велик, что если вы придете с подобными требованиями и договором на предприятие, навряд ли на вас посмотрят как на здорового человека. У нас до сих пор не принято ценить авторство и идеи. Но кто знает, возможно однажды все изменится.