Свой ювелирный бренд! Эта мечта не покидает меня вот уже на протяжении, вдуматься только – целых 10-ти лет! Впервые эта мысль посетила меня на втором курсе института и о тех забавных обстоятельствах, при которых это произошло, я рассказывал в первой статье на данную тему аж в конце 2011 года. Помню, еще тогда, когда я впервые поднял этот вопрос, упомянув о своем опыте взаимодействия с ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) или, проще говоря – Роспатентом – в процессе регистрации собственного товарного знака JEALOUSY у меня завязался спор с одним небезызвестным в нашей среде человеком.
Мой оппонент утверждал и изо всех сил доказывал мне и читателям, что свидетельство о государственной регистрации товарного знака – это ничего не значащая бумажка! И это заявлял человек, живущий много лет в одной из стран, где отношение к законодательству в области авторских прав одно из самых серьезных. Тот спор в итоге забылся, но на днях обстоятельства опять вынудили меня вернуться к этой теме. И вот, подготавливая очередной свой проект и вновь путешествуя по недрам реестров ФИПС, я заметил, что примерно четверть всех поданных за последнее время заявок – это заявки иностранных компаний. Если верить словам упомянутого коллеги, то глупые, бестолковые владельцы транснациональных корпораций уже попросту не знают, куда бы еще потратить деньги.
Хотя чего тут разбираться — зайдите на любой сайт, выданный поисковиком по запросу “зачем регистрировать товарный знак” и везде вы увидите одну и ту же историю про то, как одна компания долгое время продвигает свою торговую марку (понятие идентично понятию товарного знака или бренда, но юридически верным является понятие “товарный знак” или “знак обслуживания”), вкладывая деньги в рекламу и завоевывая потребителя, а другая компания, видя это, может просто зарегистрировать ее товарный знак на себя, если первая фирма не позаботилась об этом ранее и впоследствии подать на эту первую в суд за неправомерное использование товарного знака. Вкратце примерно так.
И дело тут вовсе не в том, что кому-то очень захотелось заиметь красивую бумажку из Роспатента, дабы просто потешить свое самолюбие, а в чисто практическом расчете. Никто не запрещает использовать товарный знак (придуманные вами название, слоган и логотип) без регистрации, но высока вероятность того, что если компания станет успешной, на ваш бренд могут начать точить зубы как прямые конкуренты, так и простые мошенники.
Я, задумывая свой бренд, конечно же делал это с очень дальним прицелом в расчете на далеко идущие планы, а иначе и браться не стоило. Если и у вас столь же серьезный настрой, то, уверен, имеет смысл позаботиться о защите своего бренда заранее. Другое дело, что стоит это удовольствие отнюдь недешево. Одних только государственных пошлин вам в два захода нужно будет заплатить по состоянию на 2014 год порядка 30 000 – 35 000 рублей и ждать придется год.
Да и есть немалый риск в отказе регистрации, если ваш знак посчитают сходным до степени смешения с уже зарегистрированным в этом классе МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) товарным знаком или если вы банально допустили ошибки при заполнении заявки. Поэтому нужно самостоятельно делать очень тщательную предварительную проверку, а также заполнять заявку с соблюдением всех требований. Кстати, вот как выглядела моя заявка:
Но и плюсы тоже есть. Во-первых, как уже было сказано, вы защищены от всякого рода мошеннических и недобросовестных посягательств на ваш товарный знак или знак обслуживания. Во-вторых, в случае, если кто-то решил “закосить под вашу марку”, сами имеете полное право потребовать от этих людей перестать искушать судьбу. В-третьих, товарный знак является активом компании или ИП и может быть продан, заложен, а также передан в право пользования по договору.
В заключение хочу рассказать одну историю, произошедшую с двумя зарубежными компаниями, пришедшими на российский рынок в 90-е. Не могу подтвердить достоверность этой истории, поэтому можно считать ее байкой, но так или иначе где-то я ее слышал и очень хорошо запомнил. Дело было следующим образом. Когда в 90-е началась волна свободного предпринимательства, крупные азиатские корпорации, занимающиеся созданием бытовой техники и электроники, хлынули со своим товаром на российский рынок – уверен, все вы помните эти времена!
Среди таких компаний были небезызвестные многим из нас фирмы Funai и Okari, чьи телевизоры и по сей день исправно пашут в некоторых домах. Так вот, то ли этим ребятам было лень, то ли предварительную консультацию они брали у нашего общего знакомого, но по какой-то причине они не стали регистрировать свои товарные знаки на территории РФ. Зато наши соотечественники, близкие к теме, не поленились этого сделать и вчинили обеим компаниям иски о нарушении их прав на использование товарного знака. Может поэтому эти фирмы пропали из России так же быстро как и появились, а те же Sony и Samsung живут и здравствуют по сей день. Вот такая печальная история с несчастливым концом. А вы говорите!
Ну что ж, друзья, кажется сегодня история так и не появившегося на витринах бренда JEALOUSY подошла к концу. Почему именно сегодня? Потому что я до последнего пытался вытащить этот бренд больше десяти лет, но, видимо, название оказалось неудачным. Спустя несколько лет после получения мною свидетельства брендов с этим названием в ювелирке и одежде появилось сразу несколько — оригинальность была утрачена, хотя изначально ее, как я теперь понимаю, особо и не было.
Попутно шли битвы за домены. Были и приколы с размещением порносайта на одном из доменов, продление которого я упустил, и весьма показательный торг с 30 до 10 тыс. рублей с киберсквоттерами (это те, кто массово скупает красивые домены с целью последующей перепродажи) ради долгожданного домена jeaousy.ru. Кстати, сбить цену с первой попытки мне помогло именно свидетельство! Ведь по закону владелец такого свидетельства имеет первоочередное право на одноименный домен! Причем в судебном порядке домен может быть изъят у киберсквоттера вообще без оплаты. Так что сделка оказалась выгодной обеим сторонам, а сама ситуация лишний раз подтвердила силу официально зарегистрированного товарного знака в юридическом поле.
И все же, в силу разных обстоятельств этот бренд никак не развивался. В итоге в 2020 вышел срок свидетельства, и я решил его не продлять. А сегодня еще и вышел срок ежегодного продления того самого доменного имени jeaousy.ru. И, поскольку я уже давно создал новый ювелирный бренд VIJEMA, на этот раз виртуальный, и его название и концепция гораздо более успешны и оригинальны, я решил, что продлять домен старого бренда я больше не стану, и JEALOUSY пора отправляться на кладбище нереализованных проектов. Что ж, так бывает, но полученный опыт все равно того стоил.
Спасибо за обратную связь!
Все права защищены © 2011-2024
Блог ювелира 3D-модельера
Задать вопрос