Опять о наболевшем или история о том, как я чуть-чуть побыл экспертом :)

Я на фоне брендволла выставки JUNWEX Екатеринбург 2011Привет всем! Вещаю из самой гущи событий! В эти дни у нас в Екатеринбурге проходит очень значимое для ювелирной отрасли Уральского региона событие – выставка JUNWEX Екатеринбург 2011. И хотя подобных выставок за время моего проживания в этом городе было немало, эта лично для меня стала особенной! Раньше посещение мероприятий такого рода в моем случае сводилось к пробежке вдоль стендов всевозможных ювелирных фирм, прибывших со всех концов нашей Необъятной и из разных уголков Света.

Как правило, мы с моим одногруппником бурей проносились по выставочным залам, лишь изредка останавливаясь перед чем-то, что действительно выбивалось своим дизайном из общей массы. Целью посещения было оценить, что нового появилось за последние полгода, ну и, как говорится, “потусить”, приобщиться к ювелирной жизни Уральской столицы.

Однако в процессе этих не слишком успешных попыток приобщения мы быстро поняли, что у подобного рода мероприятий всегда есть обратная, скрытая от многих, сторона – это так называемые брифинги, конференции и круглые столы, где идет обсуждение разного рода отраслевых проблем, невидимое обычному человеку за внешним блеском выставочных витрин.

И вот, на этот раз мне совершенно случайно удалось побывать по ту сторону!

А это значит, что теперь я имею возможность поделиться с вами своими впечатлениями от пережитого. Но сперва пара слов о том, как я оказался в этом закулисье. На самом деле на эту выставку я даже не собирался. Зачем? Снова побегать по выставочным залам, чтобы в очередной раз убедиться, что копирование “Запада” стабильно продолжается, а наш дизайн в полной ж**е и после этого спокойно уйти домой? Это уж точно не входило в мои планы, а потому идти туда я не видел никакого смысла.

Тем больше я был удивлен, когда мой научный руководитель – Салмин Леонид Юрьевич – учредитель и издатель журнала PLATINUM, позвал меня на эту выставку, чтобы поучаствовать сразу в нескольких круглых столах, посвященных проблемам ювелирного дизайна, да еще и в роли эксперта! Я – эксперт?! Вот те на!!! Хотя, почему нет? Почему не высказать свое мнение, тем более, мне было, что сказать, а тут такая возможность! Подобный расклад в корне меняет дело! Уговорили – иду! :)

Вообще все мероприятие проходило в два больших этапа – два круглых стола было организовано 17-го ноября один – и 18-го. Я поприсутствовал на первом из них на тему «Оптимизация 3D-моделирования в рамках мелкосерийного производства» и на последнем на тему «Екатеринбург – столица российского ювелирного дизайна», пропустив круглый стол на тему «Ювелирное дело: искусство или дизайн?» из-за того, что у меня неожиданно дико разболелась голова.

К тому же мне больше хотелось поговорить не на отвлеченные темы, а о вполне конкретной проблеме – заниженном статус дизайнера на ювелирном предприятии и о том, что пока престиж профессии не будет поднят на должный уровень, не стоит ждать от дизайнеров творческого всплеска. Именно этот вопрос я решил поставить в рамках своего участия в данных обсуждениях. Ну а теперь обо всем этом по порядку.

Круглый стол «Оптимизация 3D-моделирования под мелкосерийное производство»

К сожалению из-за технической накладки у меня нет ни фото, ни видео этой части мероприятия, могу только рассказать, о чем шла речь.

Все началось с Тимура Фахреева – ведущего дизайнера и 3D-модельера компании РИНГО. Он рассказывал о том, насколько далеко вперед шагнули технологии в области быстрого прототипирования. Затем мы плавно перешли к теме обсуждения программ для моделирования ювелирных украшений и к тому, что нашей специальности, как таковой, в ВУЗах не учат и никогда учить не будут.

Тут вмешался представитель Гильдии ювелиров Урала с заявлением о том, что работодателю вообще и ему в частности не нужны только что окончившие ВУЗ дизайнеры-ювелиры и художники-конструкторы которые ничего не умеют (т.е не владеют специальностями типа дизайнер-менеджер, дизайнер-оператор установки, дизайнер-литейщик, дизайнер-грузчик). В ответ это заявление посыпался шквал вполне справедливой критики со стороны преподавателей.

В общем, понеслось… Вот и я, дождавшись подходящего момента, в очередной раз взял слово, и заявил что пора бы платить авторам положенный по закону процент – так называемые “royalty”, спровоцировав очередной спор между дизайнерами и производителями. Короче, говорили много, спорили еще больше, и, наверно, так и расстались бы с неприятным осадком, ни о чем толком не договорившись.

Но на наше счастье в повестке дня была заявлена презентация плагина для Rhinoceros под названием Grasshopper, которую проводила моя знакомая Александре Болдырева. Ее выступление смягчило накал страстей и при том было очень интересным. Я давно заметил этот плагин и даже ковырялся с его прародителем – Explicit History – оценив его потенциал и возможности применения в ювелирном 3D.

Однако в полезности этого инструмента я окончательно убедился, когда Александра, несмотря на то, что сама она архитектор, продемонстрировала несколько примеров ювелирных украшений, построенных при помощи Grasshopper. И это было, пожалуй, самой интересной (по крайней мере для меня) частью мероприятия. На сем мое первое хождение “по ту сторону” закончилось.

Круглый стол «Ювелирное дело: искусство или дизайн?»

Как уже было сказано ранее, был мною бессовестно пропущен, поэтому о том, что там происходило, мне остается только догадываться. Судя по участникам (это в основном мои бывшие преподаватели) дискуссия получилась не менее жаркой.

Круглый стол «Екатеринбург — столица российского ювелирного дизайна»

Вот здесь я хотел оторваться по полной! Но, видимо, в наказание за вчерашнее, меня, как одного из главных диссидентов и провокаторов, сослали на самый край “круглого” стола – туда, докуда микрофон почти не доходит. Хотя, забегая вперед скажу, что уже в самом конце мероприятия я воспользоваться ситуацией и переместился ближе к центру дискуссии, дабы озвучить свой взгляд на ювелирный дизайн.

Суть моей мысли сводилась к тому, что без должного отношения к автору идей нашим производителям никогда не переплюнуть европейский дизайн, где дизайнер – вполне уважаемый человек, с чьим мнением считаются и которому платят. Но об этом вы услышите в одном из видео ниже. (На сей раз я подготовился чуть лучше). А пока предлагаю послушать все выступления в хронологическом порядке.

Дмитрий Позаренко.

(Фриланс-дизайнер, лауреат конкурсов интерьерного дизайна) о разнице в ювелирном дизайне и дизайне интерьеров, а также о дизайне вообще.

Удачин Илья Владимирович.

(Управляющий партнер центра гуманитарных технологий «Восток-Запад») о том, как сделать уральское ювелирное искусство реальным ресурсом брендинга и продвижения региона.

Дмитрий Позаренко.

О конкурентных преимуществах уральского ювелирного сообщества относительно ювелирных сообществ других регионов.

Игошина Татьяна Сергеевна.

(Кандидат искусствоведения, УралГАХА) в ответ на выступление Дмитрий Позаренко о необходимости поиска художественных образов за пределами уральской мифологии и регионального контекста.

Левицкая Лариса Игоревна.

(Дизайнер, арт-директор ООО Студия ГРАФО и журнала PLATINUM) о равнодушии к проблемам регионального ювелирного искусства со стороны уральских властей и членов Гильдии ювелиров Урала, а также о возможностях продвижения уральского ювелирного дизайна как бренда в сложившейся ситуации.

Денисова Елена Викторовна.

(Преподаватель кафедры ювелирного дизайна УГГА) о том, каким образом необходимо проводить конкурсы ювелирнго дизайна среди молодежи и студентов профильных заведений.

Ваш непокорный! :)

Ну вот и до меня наконец-таки дошла очередь! Сейчас как выдам! За всех за нас – авторов дизайна и полезных моделей! А ну расступись!!! )))

Денисова Елена Викторовна.

О том, каким образом происходит взаимодействие работодателей и ВУЗов при подготовке ювелиров 3D-модельеров и дизайнеров-ювелиров и о том, как можно улучшить этот процесс.

Салмин Леонид Юрьевич.

(Профессор УралГАХА и УГГУ, кандидат искусствоведения, издатель и главный редактор журнала PLATINUM) о безразличии к проблемам ювелирного дизайна в самих профильных ВУЗах.

Ялунина Надежда Болеславовна.

(Креативный директор ГК РИНГО) о трудностях взаимопонимания между участниками круглого стола, о необходимости поиска совместных решений и о безразличии большинства членов ювелирного сообщества к происходящему.

Дубяго Игорь Дмитриевич.

(Директор ООО «Минерал-Шоу») о том, что не все так плохо и о том, что нужно быть оптимистами и продолжать начатое.

Салмин Леонид Юрьевич, Ялунина Надежда Болеславовна и снова я.

О том, что мы готовы сделать со своей стороны для популяризации таких встреч, и том, что делать с теми, кто не желает их посещать.

 

Вот так и закончилось это обсуждение. В заключение Игорь Дмитриевич Дубяго предложил площадку ежемесячной выставки «Минерал-Шоу» в качестве площадки для подобных встреч и обсуждений. А это значит, что в случае, если вся эта “движуха” получит продолжение, то у ювелиров 3D-модельеров Екатеринбурга появится возможность на регулярной основе встречаться и общаться как между собой, так и с представителями других сфер нашего ювелирного сообщества.

Возможно, кому-то все эти выступления покажутся пустой болтовней, но именно так и вырабатываются договоренности, достигаются компромиссы и находятся решения. К примеру, если бы я не завел речь о “роялти”, этот вопрос не поднял бы никто и никогда, по крайней мере в Екатеринбурге. А между тем, это серьезный стимул для творчества и генерации дизайнерами сногсшибательных идей.

Конечно, это не значит, что с завтрашнего дня работодатели поднимут зарплату всем дизайнерам-ювелирам в 2 раза и уж тем более начнут отстегивать процент с продаж! Хотя было бы в неплохо :) Но все же со временем, если этот вопрос будет поднят еще несколько раз и в более широком кругу, возможно, ситуация сможет сдвинуться с мертвой точки и мы окажемся самыми прогрессивными в этом плане!

Что можно сказать в заключение?! Поскольку я до сих пор пребываю в некоторой эйфории от участия в этом мероприятии, то так и хочется закончить немного измененным лозунгом – 3D-модельеры всех стран объединяйтесь!

 

comments powered by HyperComments