Так уж сложилось, что на сегодняшний день в среде новичков в ювелирном 3D это, пожалуй, самый распространенный вопрос, ведь его содержит едва ли не каждое 5-е письмо от подписчиков и посетителей моего сайта.
Но, как ни странно, не только у новичков есть вопросы. Профи, с которыми мне приходится сталкиваться, узнавая, что я не очень люблю MATRIX, делают возмущенный вид и в недоумении спрашивают: “Почему?!”
После очередного такого вопроса я понял, что отвечать на него каждому в отдельности можно бесчисленное количество раз и решил, что пора посвятить данной теме отдельную статью, и ответить на этот мучительный вопрос и вам, дорогие Новички, и вам, уважаемые Профи.
В те времена, когда я начинал свой увлекательный путь освоения Rhino, подобного выбора не стояло. О MATRIX у нас никто ничего тогда не знал, а если и знал, то очень мало. Поэтому мне, за отсутствием каких бы то ни было альтернатив, определиться с выбором было проще простого.
Возможно именно поэтому я до сих пор остаюсь ярым приверженцем связки Rhino + плагины и упорно не желаю переходить на MATRIX, а, возможно, есть и другие причины. В них-то я сегодня и постараюсь разобраться.
Так за что же я люблю Rhino?!
Но, согласитесь, было бы смешно затевать целую статью, чтобы на главный ее вопрос ответить все лишь одним словом, поэтому буду сыпать подробностями. Но для начала давайте определимся, что именно мы будем сравнивать. Я думаю, что в данном случае уместнее всего сравнивать Rhinoceros 4.0 MATRIX 6, основанный на Rhino четвертой версии. Именно два этих пакета на данный момент получили наиболее широкое распространение среди русскоговорящих ювелиров 3D-шников.
1) Итак, первое, что мне нравится в Rhino больше, чем MATRIX – это сдержанная цветовая гамма и отсутствие нагромождения всевозможных мелких пестрых пиктограмм и панелей, которые при первом открытии и профессионала вгонят в ступор, чего уж о новичках говорить.
Я прекрасно помню тот день, когда впервые открыл Rhino. Мое первое ощущение было таково – я не испугался! После этого я открывал 3DS MAX, MAYA, Z-Brush и все они заставляли меня испытывать некоторое замешательство, вызванное кучей наворотов и обилием панелей инструментов. MATRIX при первом открытии вызвал у меня подобные ощущения. Конечно они быстро развеялись, но сам факт остается фактом – разработчики сделали интерфейс MATRIX настолько агрессивным, что он немного отталкивает.
В Rhino я даже не думал об интерфейсе – всего 3 панели и неброские оттенки серого вовсе не пытались поразить мое воображение и я слету увлекся интуитивным мышекликанием и сразу же построил цилиндр. Вот моя первая 3D-модель!
2) Второй показатель, в котором Rhino превосходит MATRIX – это скорость запуска. И тут со мной многие согласятся — Rhino открывается не в пример быстрее, чем MATRIX. Причина здесь ясна – MATRIX содержит намного больше дополнительных модулей, чем Rhino, и их загрузка требует гораздо больше времени.
При этом 80-90% данных модулей для выполнения большинства заказов просто не нужны. Согласитесь, далеко не каждый из нас и далеко не каждый день покрывает свои модели россыпями камней, строит десятки разнообразных кастов под десятки разнообразных камней и создает уникальные и неповторимые формы. Как правило на каждом предприятии менеджерами по продажам утверждена своя художественная политика и отступать от нее строго строго не рекомендуется. А потому и все модели зачастую однотипны.
Если вы работаете на другом предприятии – вам повезло. Хотя, многое зависит и от того, с какой стороны посмотреть на эту ситуацию.
3) Третье, весьма существенное преимущество Rhino – это цена. Понятно, что в эпоху доступности на просторах сети всего, что только пожелаешь, это мало актуально, но если пытаться рассуждать цивилизованно, то приобретение Rhino и плагинов к нему (о плагинах чуть ниже) все равно обойдется дешевле, чем приобретение MATRIX. Об этом я планирую подготовить отдельную статью.
Вот, собственно и все!
“Не густо!” – скажите вы! Но ведь я и не обещал разгромить MATRIX в пух и прах, более того, я скажу, что это замечательная программа и в ней есть множество инструментов, которых так иногда не хватает в Rhino даже при всех его плагинах (о них уже совсем скоро). Но, как я только что сказал, лично мне этих инструментов не хватает именно “иногда”, а не “постоянно”. И раз уж я не пользуюсь большинством преимуществ MATRIX, то и сам MATRIX использую крайне редко – только для тех моделей, которые требуют применения тех самых уникальных инструментов.
Ну а поскольку плагины для Rhino становятся все разнообразней, то уникальность инструментов MATRIX сводится к минимуму. К примеру для таких чисто ювелирных нужд, как расстановка камней и корнеров, создание обсыпок или изготовление кастов, я применяю довольно удобный RhinoGold, который может работать и как плагин и как самостоятельная программа на базе Rhinoceros. Кроме того, RhinoGold содержит и ряд дополнительных весьма удобных инструментов, которые могут пригодиться не только ювелирам.
Что же касается плагина T-Splines, добавляющего в Rhino инструменты полигонального моделирования, которое является насущной необходимостью в трехмерной ювелирке, то и на Rhino и на MATRIX 6 T-Splines работает только как плагин. В седьмой версии MATRIX T-Splines встроен в стандартный инструментарий, но суть его от этого не меняется, как не меняется и суть такого же встроенного модуля визуализации V-Ray.
И это тоже отдельный разговор, ведь V-Ray, применяемый в Rhino и в MATRIX, абсолютно один и тот же, просто выглядит по-другому и доступ к корневым настройкам материалов и сцен заслонен наборами готовых шаблонов, да так, что у неискушенного пользователя даже мысли не возникнет покопаться в самой сути этих настроек.
Также стоить отметить, что все это далеко не полный перечень плагинов, которые могут заменить инструменты MATRIX, не говоря уже о куче разнообразных скриптов, которых для Rhino сотни, если не тысячи.
Ну и самое главное – если говорить в целом, Rhino и MATRIX — это, по сути, одна и та же программа. MATRIX существенно расширяет возможности стандартного, «голого» Rhino, но в то же время является лишь оболочкой, а не самостоятельной отдельной программой. При желании можно даже настроить интерфейс MATRIX так, чтобы он содержал в себе все элементы интерфейса Rhino.
На уровне метафоры MATRIX и Rhino можно сравнить с одним и тем же автомобилем, но в разной комплектации. MATRIX — это спортивная версия, ярко выкрашенная с автоматической коробкой передач и ABS — красиво, удобно, минимум телодвижений, но в то же время нет полного контроля над автомобилем и чувства драйва, которое присутствует при управлении автомобилем с ручной коробкой передач и без ABS.
Чистый Rhino – это как раз такой автомобиль — здесь не получится тупо жать на газ и на тормоз, придется ловить сцепление, переключать рычаг передач, регулируя разгон, прерывисто тормозить с поворотами руля! В пробке тыкаться не удобно, но гонять по треку — самое то! Правда на этой машине маловато лошадок и аэродинамика подводит. Достаточно провести небольшой тюнинг, установив T-Splines, RhinoGold и что-нибудь еще по желанию, и на таком болиде можно и MATRIX обогнать!
Вывод: Не так принципиально, с чего начинать обучение. Правда, пересесть с механики на автомат намного проще, чем с автомата на механику. В любом случае, все вышесказанное – это мое личное мнение. В конечном счете, выбор – дело вкуса каждого.
Лично я люблю механику и драйв, хотя все зависит от конкретной ситуации. А что предпочитаете Вы?
Спасибо за обратную связь!
Все права защищены © 2011-2024
Блог ювелира 3D-модельера
Задать вопрос