Так уж сложилось, что на сегодняшний день в среде новичков в ювелирном 3D это, пожалуй, самый распространенный вопрос, ведь его содержит едва ли не каждое 5-е письмо от подписчиков и посетителей моего сайта.

Но, как ни странно, не только у новичков есть вопросы.  Профи, с которыми мне приходится сталкиваться, узнавая, что я не очень люблю MATRIX, делают возмущенный вид и в недоумении спрашивают: “Почему?!”

После очередного такого вопроса я понял, что  отвечать на него каждому в отдельности можно бесчисленное количество раз и решил, что пора посвятить данной теме отдельную статью, и ответить на этот мучительный вопрос и вам, дорогие Новички, и вам, уважаемые Профи.

В те времена, когда я начинал свой увлекательный путь освоения Rhino, подобного выбора не стояло. О MATRIX у нас никто ничего тогда не знал, а если и знал, то очень мало. Поэтому мне, за отсутствием каких бы то ни было альтернатив, определиться с выбором было проще простого.

Возможно именно поэтому я до сих пор остаюсь ярым приверженцем связки Rhino + плагины и упорно не желаю переходить на MATRIX, а, возможно, есть и другие причины. В них-то я сегодня и постараюсь разобраться.

Так за что же я люблю Rhino?!

Если выразить это одним словом – за лаконичность.

Но, согласитесь, было бы смешно затевать целую статью, чтобы на главный ее вопрос ответить все лишь одним словом, поэтому буду сыпать подробностями. Но для начала давайте определимся, что именно мы будем сравнивать. Я думаю, что в данном случае уместнее всего сравнивать Rhinoceros 4.0  MATRIX 6, основанный на Rhino четвертой версии. Именно два этих пакета на данный момент получили наиболее широкое распространение среди русскоговорящих ювелиров 3D-шников.

Ну вот, теперь можно начать само сравнение:

1) Итак, первое, что мне нравится в Rhino больше, чем MATRIX – это сдержанная цветовая гамма и отсутствие нагромождения всевозможных мелких пестрых пиктограмм и панелей, которые при первом открытии и профессионала вгонят в ступор, чего уж о новичках говорить.

Я прекрасно помню тот день, когда впервые открыл Rhino. Мое первое ощущение было таково – я не испугался! После этого я открывал 3DS MAX, MAYA, Z-Brush и все они заставляли меня испытывать некоторое замешательство, вызванное кучей наворотов и обилием панелей инструментов. MATRIX при первом открытии вызвал у меня подобные ощущения. Конечно они быстро развеялись, но сам факт остается фактом – разработчики сделали интерфейс MATRIX настолько агрессивным, что он немного отталкивает.

В Rhino я даже не думал об интерфейсе – всего 3 панели и неброские оттенки серого вовсе не пытались поразить мое воображение и я слету увлекся интуитивным мышекликанием и сразу же построил цилиндр. Вот моя первая 3D-модель!

2) Второй показатель, в котором Rhino превосходит MATRIX – это скорость запуска. И тут со мной многие согласятся — Rhino открывается не в пример быстрее, чем MATRIX. Причина здесь ясна – MATRIX содержит намного больше дополнительных модулей, чем Rhino, и их загрузка требует гораздо больше времени.

При этом 80-90% данных модулей для выполнения большинства заказов просто не нужны. Согласитесь, далеко не каждый из нас и далеко не каждый день покрывает свои модели россыпями камней, строит десятки разнообразных кастов под десятки разнообразных камней и создает уникальные и неповторимые формы. Как правило на каждом предприятии менеджерами по продажам утверждена своя художественная политика и отступать от нее строго строго не рекомендуется. А потому и все модели зачастую однотипны.

Если вы работаете на другом предприятии – вам повезло. Хотя, многое зависит и от того, с какой стороны посмотреть на эту ситуацию.

3) Третье, весьма существенное преимущество Rhino – это цена. Понятно, что в эпоху доступности на просторах сети всего, что только пожелаешь, это мало актуально, но если пытаться рассуждать цивилизованно, то приобретение Rhino и плагинов к нему (о плагинах чуть ниже) все равно обойдется дешевле, чем приобретение MATRIX. Об этом я планирую подготовить отдельную статью.

Вот, собственно и все!

“Не густо!” – скажите вы! Но ведь я и не обещал разгромить MATRIX в пух и прах, более того, я скажу, что это замечательная программа и в ней есть множество инструментов, которых так иногда не хватает в Rhino даже при всех его плагинах (о них уже совсем скоро). Но, как я только что сказал, лично мне этих инструментов не хватает именно “иногда”, а не “постоянно”. И раз уж я не пользуюсь большинством преимуществ MATRIX, то и сам MATRIX использую крайне редко – только для тех моделей, которые требуют применения тех самых уникальных инструментов.

Ну а поскольку плагины для Rhino становятся все разнообразней, то уникальность инструментов MATRIX сводится к минимуму. К примеру для таких чисто ювелирных нужд, как расстановка камней и корнеров, создание обсыпок или изготовление кастов, я применяю довольно удобный RhinoGold, который может работать и как плагин и как самостоятельная программа на базе Rhinoceros. Кроме того, RhinoGold содержит и ряд дополнительных весьма удобных инструментов, которые могут пригодиться не только ювелирам.

Что же касается плагина T-Splines, добавляющего в Rhino инструменты полигонального моделирования, которое является насущной необходимостью в трехмерной ювелирке, то и на Rhino и на MATRIX 6  T-Splines работает только как плагин. В седьмой версии MATRIX T-Splines встроен в стандартный инструментарий, но суть его от этого не меняется, как не меняется и суть такого же встроенного модуля визуализации V-Ray.

И это тоже отдельный разговор, ведь V-Ray, применяемый в Rhino и в MATRIX, абсолютно один и тот же, просто выглядит по-другому и доступ к корневым настройкам материалов и сцен заслонен наборами готовых шаблонов, да так, что у неискушенного пользователя даже мысли не возникнет покопаться в самой сути этих настроек.

Также стоить отметить, что все это далеко не полный перечень плагинов, которые могут заменить инструменты MATRIX, не говоря уже о куче разнообразных скриптов, которых для Rhino сотни, если не тысячи.

Ну и самое главное – если говорить в целом, Rhino и MATRIX — это, по сути, одна и та же программа. MATRIX существенно расширяет возможности стандартного, «голого» Rhino, но в то же время является лишь оболочкой, а не самостоятельной отдельной программой. При желании можно даже настроить интерфейс MATRIX так, чтобы он содержал в себе все элементы интерфейса Rhino.

rhface      mxface

На уровне метафоры MATRIX и Rhino можно сравнить с одним и тем же автомобилем, но в разной комплектации. MATRIX — это спортивная версия, ярко выкрашенная с автоматической коробкой передач и ABS — красиво, удобно, минимум телодвижений, но в то же время нет полного контроля над автомобилем и чувства драйва, которое присутствует при управлении автомобилем с ручной коробкой передач и без ABS.

Чистый Rhino – это как раз такой автомобиль — здесь не получится тупо жать на газ и на тормоз, придется ловить сцепление, переключать рычаг передач, регулируя разгон, прерывисто тормозить с поворотами руля! В пробке тыкаться не удобно, но гонять по треку — самое то! Правда на этой машине маловато лошадок и аэродинамика подводит. Достаточно провести небольшой тюнинг, установив T-Splines, RhinoGold и что-нибудь еще по желанию, и на таком болиде можно и MATRIX обогнать!

Вывод: Не так принципиально, с чего начинать обучение. Правда, пересесть с механики на автомат намного проще, чем с автомата на механику. В любом случае, все вышесказанное – это мое личное мнение. В конечном счете, выбор – дело вкуса каждого.

Лично я люблю механику и драйв, хотя все зависит от конкретной ситуации. А что предпочитаете Вы?

Что вы предпочитаете?


Насколько полезным был этот материал?

Понравился пост? Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Жаль, что материал Вам не понравился :(((